Сусальное золото — технология производства и нанесения

data-ad-format="link">

Играющие на солнце купола церквей, величественные обрамления икон, роскошные ручки и накладки на мебели – все эти детали чаще всего изготавливают, с использованием техники золочения поверхности. Сусальное золото, представляющее собой тончайшие листы металла, позволяет придать любой поверхности вид изысканной и богатой старины. О том, как создаются шедевры из этого уникального материала, какие существуют для этого техники, пойдет речь в данной статье.

Сусальное золото: что это такое?

solotoНазвание тонких золотых пластин золота, которые используются для украшения куполов и внутреннего убранства церквей, отдельных элементов декора (статуэтки, вазы) и мебели произошло от слова «сусаль», что дословно переводится, как «лицо» или «лицевая сторона».

Действительно, сусальным золотом покрывают внешние поверхности изделий, чтобы придать им роскошный вид. Первое упоминание сусального золота встречается в рукописях Северного Китая, которым насчитывается более 1 700 лет.

Если ранее листы сусального золота производились вручную, то теперь этот процесс осуществляется в рамках заводского производства. Состоит он из следующих этапов:

  • Брусок золота (или его сплава с другими металлами) размерами 20*5*1 см посредством специального станка раскатывают в тонкую полоску длиной в 30 метров;
  • Полученный пласт нарезается на отдельные квадраты, которые укладываются между листами бумаги (так называемые книжки) по 100-300 штук;
  • Книжку помещают под тяжелый молот, которые еще сильнее расплющивает и без того тонкие пластины.

Стоит отметить, что золото – металл мягкий и эластичный. Это позволяет создавать тончайшие листы без разрывов и трещинок. В готовом виде пластины сусального золота могут иметь вид:

  • Свободного золота (отдельные листы тончайшего полотна);
  • Трансфертного золота (наклеиваются на шелковую бумагу или кальку).

При изготовлении сусальных листочков из чистого золота возникает одна проблема: материал слишком активно реагирует на воздействия окружающей среды. По этой причине сусальное золото чаще всего изготавливают из золотых сплавов (особенно, когда речь идет о куполах церквей). В некоторых случаях используют также поталь – металлическую имитацию золота.

Техники нанесения сусального золота

Вплоть до середины прошлого века золочение поверхностей было искусством, доступным лишь узкой группе опытных мастеров. Однако ныне создание специальных составов для обработки поверхностей, технологий и инструментов позволило существенно облегчить этот процесс, хотя до сей поры он считается крайне трудоемким.

susalnoe-zoloto1

В общем виде выделяют две основные техники создания сусального золота, а именно:

  • Масляное или матовое золочение – считается наиболее простым способом нанесения позолоты, при котором она способна без труда выдерживать воздействие внешней среды;
  • Клеевое или полиментное золочение предполагает применение более сложной и многоступенчатой технологии, которая отлично подходит для древесины и полиуретана.

Целесообразно подробнее рассмотреть каждую из приведенных выше техник нанесения сусального золота.

В первом случае процесс создания золоченой поверхности предполагает осуществление таких мероприятий:

  • На подготовленную сухую поверхность наносится акриловый грунт в три слоя (каждый из предварительно просушивается перед нанесением следующего);
  • Тщательно высушенная плоскость подвергается шлифовке абразивной бумагой, после чего на нее накладывается слой шеллака;
  • На просушенную поверхность наносится слой масляной эмульсии, на которую и накладывается золотой лист и разравнивается кистью.

Через сутки после проведения описанных выше работ листы сусального золота шлифуются хлопковой тканью. Стоит отметить, что при масляном золочении получается золотая матовая, а не блестящая поверхность.

susal-1

Во втором случае – процедура золочения занимает больше времени и требует значительное количество усилий. Примечательно, что эта сложная технология была разработана еще в 16 веке. Она включает такие этапы:

  • На подготовленное полотно (чистое и отшлифованное) наносится рыбий клей, нагретый до 50 градусов;
  • Поверх высохшего клея наносится левкас в 4-7 слоев (каждый из них должен высохнуть перед наложением следующего);
  • Для склеивания пыли на просушенную поверхность наносится шеллак, а затем полимент в 3-4 слоя;
  • После того, как все слои тщательно просохнут их потребуется отшлифовать абразивом и протереть льняной тканью;
  • Смочить золотой лист следующим составом — 1/3 спирта и 2/3 воды, после чего наложить на поверхность и прижать хлопковой тканью.
Через 8-12 часов после золочения можно натереть поверхность изделия тканью и отполировать агатовым зубцом. После такой обработки золоченая поверхность становится блестящей и глянцевой.

Стоит отметить, что полимент представляет собой особую смесь в состав которой входят глина, мыло, пчелиный воск и китовый жир.

Таким образом, создать изысканную золоченную поверхность из сусального золота несложно. При этом для защиты от внешних воздействий после полировки на нее наносится слой стойкого прозрачного лака. Дальнейшая эксплуатация позолоченного изделия сводится к его чистке (без использования агрессивных составов) и натиранию мягкой ветошью.